Задача измерения реального расхода топлива на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) является непростой в силу ряда причин, связанных с условиями эксплуатации, требованиями к точности измерений и надежности оборудования.
Вибрация, широкий диапазон рабочих температур, пульсация потока топлива, в том числе и знакопеременная, оставляют мало шансов на использование приборов с косвенными методами измерения расхода.
При расчете потребления топлива двигателем как разницы прямого и обратного потока в системе подкачки требования к точности измерения потоков топлива остаются высокими, ввиду того, что потребление двигателя (например, КАМАЗ на холостом ходу), может составлять менее 1% от производительности системы подкачки. При этом расходомеры с погрешностью измерения 0,5% и более могут против закона сохранения энергии показать прибавление (!!!) топлива в бак.
По системе подкачки топлива ДВС при работе двигателя проходят объёмы топлива, кратно превышающие потребление, поэтому кратно повышаются требования к ресурсным показателям датчиков расхода топлива. В отличие, например, от распространенных кольцевых расходомеров , конструктивные особенности выпускаемых НПП «Импульс» расходомеров исключают трение скольжения деталей, износ по трущимся поверхностям и, как следствие, изменение метрологических характеристик в процессе эксплуатации. Особенно это проявляется при работе с пульсирующими потоками. А прямой поток в сторону большинства ДВС пульсирует всегда.
Поэтому расходомеры, рассчитанные на работу с равномерными потоками, при работе в описанных выше условиях, выходят из строя, отработав незначительную часть заявленного ресурса.
Объёмные (волюметрические) расходомеры могут изменять показания (растет погрешность) по причине возникновения отложений в рабочей камере. Особенно быстро это проявляется на топливе невысокого качества. Наши расходомеры в процессе эксплуатации самоочищаются от соединений входящих в состав топлива и не меняют свой рабочий объем. Обеспечивается неизменность характеристик в течение всего срока эксплуатации.
И хотя косвенными методами зачастую невозможно обеспечить требуемую точность измерений расхода ДВС в эксплуатационных условиях, существуют более курьёзные попытки.
Ошибки растут кратно, когда для измерения параметров косвенно связанных с искомой величиной используются также косвенные методы. Почему не попробовать по давлению в шинах автомобиля определять уровень топлива в баке, а по изменению уровня топлива во времени рассчитывать расход двигателя? Теоретически возможно, практически абсурдно. Однако такие попытки встречаются чаще, чем кажется на первый взгляд.
Справка:
- Косвенное измерение (Indirect method of measurement) – измерение, проводимое косвенным методом, при котором искомое значение физической величины определяют на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной.
- Прямое измерение (Direct method of measurement) – измерение, проводимое прямым методом, при котором искомое значение физической величины получают путем сравнения этой величины с ее единицей.
Расходомеры прямого измерения, марка ОР